История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo
История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo История русского севера. Архангельск logo
 
 

СОЛОМБАЛЬСКАЯ СУДОВЕРФЬ

 

   Остров Соломбальский, или Соломбала, отделен от города Архангельска протокой Северной Двины Кузнечихой. С двух других сторон остров омывается протоками Маймаксой и Повракулкой. В юго-западной части остров пересекается Соломбалкой и Повракул­кой. Протяженность острова 8,5 верст. Остров делился на три малых острова: Банный, Никольский и Большой Соломбальский.
   Истинной Соломбалки в настоящее время нет, она засыпана была в процессе строительства и расширения верфи.
   Рукава Северной Двины Кузнечиха и Маймакса при слиянии своем образуют Лапоминскую гавань, где с давних пор приспособились и отстаивались купеческие и военные суда, находя здесь укрытия от весеннего ледохода.
   В границы Архангельского порта, кроме Лапоминской и Повракульской гаваней, входили в прежние времена еще Ширшинский завод, Адмиралтейский, морской госпиталь и учебная батарея с пороховыми погребами.
   До начала строительства судостроительной верфи на острове находилась деревня Соломбала, называвшаяся еще Терпиловым станом. На острове были обширные сенокосы. Крестьяне занимались здесь за­готовкой сена и рыбными промыслами. Три тони: в реках Соломбалке и Курье; на Березовском устье; в Лапоминской гавани давали крестьянам довольно бо­гатые уловы. Все эти земли писцом Мироном Вельяминовым в 1622 - 1623 гг. были записаны за крестьянином Борисом Ивановичем Коптяковым, десятским деревни Соломбалы.
   Поводом к строительству крепости на Пур-Наволоке и пристаней для иностранных судов послужило, конечно же, не появление Ченслера в Белом море, а потери Иваном Грозным в Ливонской войне всех выходов к Балтийскому морю. Этим же и объясняется столь необычная спешка - поставить одним годом крепость вокруг Михайло-Архангельского монастыря и объявить ее городом, опорным пунктом на выходе в Белое море.
   Чтобы привлечь иностранцев к новообразованному порту, русский царь даровал заморскому купечеству обширные льготы, что чрезвычайно стесняло русскую торговлю, русское купечество. Русские товары выменивались за бесценок.
   Архангельский порт постепенно становился цен­тром торговых сношений России с процветающей Европой. Административный центр поначалу был в Холмогорах, но уже к первому приезду Петра I в Архангельск - в 1693 году - в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей, и в Архангельске было 29 домов, принадлежавших иностранному купечеству.
   Петр I прибыл в Архангельск 30 июля, в воск­ресенье, в 8 часов дня, как записано в "Высочайших пришествиях" архиепископом Афанасием, "и стругами изволил остановиться ниже города у Моисеева острова, и обитать изволил на том же острове в государских светлицах, на пришествие его государское новопостроенных".
   19 сентября 1693 г. Петр I "изволил путешествовать от Архангельского города ко своему царствующему великому граду Москве".
   Соломбальская судостроительная верфь была за­ложена в год приезда Петра I в Архангельск, но есть сведения, что попытку основать судостроение в Архангельске, именно на Соломбальском острове, предпринимал еще Борис Годунов в 1602 г. Более того, в "Описании Российской империи" Ивана Пушкарева говорится: "Как первый опыт кораблестроения, должно заметить постройку в Архангельске в 1581 году морского гальота. Его построили голландцы, и по два года производили на нем плавание по Белому морю, но в 1584 году гальот разбился, и строение кораблей не было продолжено". Если здесь нет ни­какой опечатки, то остается предполагать, что гальот был построен на одной из крестьянских верфей, которые издревле успешно работали на строительстве беломорских судов. Но в 1581 г. в Архангельске никакого строительства не могло быть, поскольку Архангельска еще не было.
   Соломбальская верфь, заложенная в 1693 году, стала важным центром морского кораблестроения Рос­сии. Она была крупнейшей мануфактурой феодального Севера России. В 1713 году на верфи работало 600 человек из посадских и крестьян. Временами на этом старейшем судостроительном предприятии России работало до 5 - 6 тыс. человек. К 1718 году было построено 12 кораблей. На верфи строились 32-, 52- и 74-пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли поступали в состав Балтийского флота и Северной флотилии. Проводка кораблей из Архан­гельска в Балтийское море совершалась вокруг Скандинавии. С 1801 по 1842 г. на Балтику таким образом было проведено 85 судов. Первая проводка была осуществлена в 1710 году.
   Для обслуживания верфи работали лесопилки на Мосеевом острове, на реке Кузнечихе, в Ширше. На Мосеевом острове пильная мельница приводилась в действие силой ветра. В 1721 году Адмиралтейство построило вторую такую ветряную мельницу на вы­соком берегу Северной Двины.
   Ширшинская мельница была водяной и принад­лежала Сийскому монастырю. На ней работали приписные крестьяне, перерабатывали зерно на муку. В 1706 году эта мельница была взята в казну, пере­оборудована для "растирания бревен" на брусья и доски, продолжая молоть и зерно. В 1785 году она превратилась в крупный завод для обслуживания верфи. Здесь работали каменно-литейный, токарный, якорный, кузнечный цеха, в которых было занято до 250 человек. Завод производил платформы для пушек, гвозди, скобы, громоотводы и даже компасы. Металл доставлялся с Урала, от красноборских металлургов, с купеческих Усть-Сысольских заводов.
   Соломбальская верфь за все время своего суще­ствования построила 500 судов различного типа: яхты, шнявы, флейты, брандеры, фрегаты, корабли, боты, гукоры, пинки, лихтеры и киль-лихтеры, бригантины, катера, канонерские лодки, шлюпы, плавучие батареи, тендеры.
   Суда строились не только в Соломбале, но и в самом Архангельске, на Быку, в Маймаксе и во многих других прибрежных селениях: Вавчуге, Холмогорах, на Курострове, в Мезени, в Сии, на Соловках, в Пинеге, в Онеге, Солзе, Ширше, Кеми.
   Названия судов "Святой Павел" и "Святой Петр" повторялись несколько раз: "Святой Павел" - не менее трех; "Святой Петр" - не менее семи.
   Два или три корабля были названы именем "Соломбала" в разные годы. Давались имена городов: Полтава, Вологда, Кола, Устюг, Архангельск, Кронштадт, Каргополь, Холмогоры, Москва, Астрахань, Ревель, Саратов, Тверь, Берлин, Гамбург, Дрезден, Азов; частей света - Азия, Европа, Африка, Америка. Одно из судов, построенных в Соломбале в 1859 г., было названо именем "Ломоносов".
   В XVII веке и до начала XVIII века через Архангельский торговый порт проходило до 85% внешне­торгового оборота России.
   В 1785 году число постоянных жителей Соломбалы составляло 1253 мужского и 642 женского пола.
   С 1777 по 1787 гг. иностранцы купили 70 кораблей архангельской постройки.
   XVII и начало XIX века были периодом бурного развития купеческого парусного кораблестроения. В 1810 году архангелогородские купцы Попов и Куницын построили по 5 судов, Фонбрин - 4, Дубленый - 2, холмогорцы Кочнев, Ермолин и Кулаков - по одному судну, а всего за этот год было построено 21 судно.
   В середине XIX века наступило резкое сокращение торгового морского судостроения на Архангельских верфях, а в 60-х годах почти прекратилось. В 1862 году высочайшим повелением упразднялся главный порт в Архангельске. Замерла на время и судостро­ительная верфь. Причина было в том, что деревянный флот выходил из употребления, требовались корабли с металлической обшивкой корпусов, но ни в Архангельске, ни в ближайшем расположении от него не было металлургических заводов, не было маши­ностроительных предприятий и даже не было надежной связи, скажем, железных дорог с промышленными центрами
Постройка первых морских судов в АрхангельскеРоссии. Во-вторых, интен­сивная вырубка корабельных рощ вдоль Северной Двины способствовала быстрому ее обмелению, а по этой причине все труднее стало выводить построенные на Соломбальской верфи корабли. Как бы там ни было, а правительство России было крайне заинтересовано в валютных поступлениях в казну за счет экспорта российских товаров, в первую очередь, древесины. Поэтому вскоре на Северной Двине появились землечерпалки и земснаряды, купленные за границей за большие деньги. Нужно было без промедления углубить дно реки, чтобы возобновить активную торговлю с заграницей. С1870 года началось регулярное движение государственного пароходства в северном бассейне.
   В 1887 году закончились работы по созданию государственного судоремонтного завода. Этот завод возник на месте сделавшей огромный вклад в дело отечественного кораблестроения Соломбальской судоверфи.

наверх

 

МЕНЮ НАВИГАЦИИ

СПЕЦ. МЕНЮ

 

 

>> ГЛАВНАЯ  
 
ИСТОРИЯ
 
>> МАЛЫЕ КАРЕЛЫ
 
>> ГАЛЕРЕЯ
 
>> СКАЧАТЬ
 
>> О САЙТЕ
 
 
 
Сайт управляется системой uCoz