Первые сведения о российском мореходстве, о русских
мореплавателях относятся к времени до возникновения
русской письменности. Былина о Садко - богатом и
славном купце, рассказывает о подвиге целого народа.
Примечательно, что былина эта раньше всего и чаще
всего встречалась в устном народном творчестве и в
разных вариантах в Новгородской губернии и Тверской,
и в некоторых уездах Архангельской. А куда хаживал
Садко, богатый гость, с кораблями своими? Прежде
всего по Волхову, а с Волхова в Ладожское, а с
Ладожского во Неву-реку, со Невы-реки в сине море
Балтийское. Далее гулял Садко по другому водному
пути - по Волге до нижнего царства Астраханского. По
третьему водному пути и по четвертому; бегал по Синю
морю Хвалынскому, и в любую сторону, куда душа
русская размахнется.
Из народных сказаний можно заключить, что древние славяне и Древняя
Русь вели активную торговлю по всем главным водным
торговым путям, что купцы русские имели надежные
суда, позволявшие им ходить по морям не хуже
отважных викингов, просоленных морскими ветрами
норманнов. И не только мореходностью славились суда
россиян. Их корабли окрашивались яркими красками,
имели шелковые паруса и снасти, позолоченные мачты и
разноцветные флаги. Пусть это было роскошью,
заимствованной у северных народов, соседних со
Славней. Однако же всегда было оправданным
стремление россиян быть не хуже других, а где можно,
там показать исключительную сметку и хватку.
Попытки завести военный флот в России предпринимал еще Борис
Годунов. Промысловые же и торговые суда строились на
Руси с незапамятных времен. Те же самые англичане,
конкретно Стифен Бэрроу, ходивший штурманом у
Ченслера, рассказывает о встрече с русскими
мореходами в море, что видели много русских лодий,
общались и даже пили вместе вино, а русские дарили
англичанам бочонки меда. Именно русские мореходы
показали Бэрроу путь до Югорского Шара.
Примерно в одно время с появлениями англичан в Белом море
Строгановы построили на Северной Двине два больших
промысловых корабля и ходили на них к Новой Земле.
У Бориса Годунова были государственные взгляды на развитие России и
широкий размах, но жидковатой была казна, чтобы
создать свой регулярный военный и торговый флот.
Польский король Сигизмунд
III
был при деньгах, но не имел столь искусных мореходов
и корабелов. Он, хитрая бестия, предложил Годунову
заманчивый план совместного построения флота
военного в России, на Балтийском и Черном морях.
Борису очень надобно было вернуть Нарву и Эстляндию,
потерянные Иваном Грозным, но он сразу же разглядел,
что Сигизмунд хочет загребать жар чужими руками, -
настолько невыгодными были условия Сигизмунда. Борис
отказался от этой затеи. А его посол Власьев,
возвращаясь из Вены (через Архангельск), купил в
Любеке два корабля, на которых и приплыл в столицу
Беломорья. В 1602 году Власьев построил в Мангазее
15 судов, называвшихся морянками "для плавания по
Северному Ледовитому океану".
Радела душа к морю и у царя Алексея Михайловича. Он тоже
предпринимал усилия для возврата Рижского побережья
и всего утраченного по заключенному со шведами
Столбовскому миру. Тогда были сформированы четыре
отряда с мореходной оснасткой, и сам царь спускался
по Западной Двине до Риги. Его стольник и воевода
был намного решительнее и предлагал сразу идти на
Стокгольм, для чего сколотил боевой отряд из 570
храбрых и опытных в морском деле казаков. Потемкин
настолько был уверен в успехе похода на шведскую
столицу, что решил доказать царю на примере чудеса
храбрости и геройства: дрался со шведами у острова
Котлин и захватил шведский полукорабль, пушки и
знамена. Но это были всего лишь единичные проявления
морского геройства и морского военного искусства.
В 1633 году герцог Голынтинский Фридрих испросил у царя разрешение
построить на Волге 10 кораблей для торговли с
Персией и плавания по Каспию. Попытка Фридриха была
неудачной. Он построил всего один корабль в Нижнем
Новгороде. Корабль имел 120 футов в длину и 40 футов
в ширину.
Только спустя полвека, и не кому-нибудь, а самому царю-реформатору,
"всеобъемлющему гению", Петру I
удалось создать судостроение торговое и военное, и
военный и торговый флот.
Увлечения
царя в детстве были самые неожиданные, невероятные и
непредсказуемые.
Родился Петр
I в Москве в Кремлевском дворце в ночь на четверг 30
мая 1672 г., а в 1674 году в детской царевича
появляется игрушка, изображающая кораблик, купленный
у иноземца окольничим Артамоном Матвеевым. В том же
году царевичу покупаются луки, стрелы, знамена,
каретка, музыкальные "страменты", "набат потешный",
барабанец, цымбальцы и многое другое.
В 1675 году в
качестве подарков царевич получает книгу потешную,
то есть не для чтения, а для игры, расписанный
живописцем столик, бабу деревянную потешную с
серебряной цепочкой и с серьгами, топорик с обушком,
пяток ножиков, топор посольский и молоток; ему
преподносятся булавы, шестоперы, чеканы, пушечка со
станком на колесиках, древки, прапоры тафтяные,
буздуханы, пистоли и даже карабины. То есть царевич
с рождения воспитывался в окружении военной техники
и российского патриотизма.
Хоромы
царевича со стенами, обтянутыми и обитыми толстой
блестящей кожей, ярким сукном и озаряемые лучами
солнца, всегда были переполнены красками, звуками и
кипучей мелодией жизни. Каждый день приносил новое
открытие, каждый час радовал, удивлял, окрылял
новыми устремлениями, будоражил сознание и душу.
Характер царевича формировался настолько активно,
что из детской постоянно выносили дюжинами
переломанные и перепорчешше игрушки, предметы,
снаряжение. Звенели стрелы, спущенные с тетив луков,
били барабаны, двигался деревянный конь в богатом
убранстве с позолоченными стременами и уздечкой,
развевались расписанные золотом знамена. Конечно же,
царевич играл не один, для него подбирались
сверстники из детей стольников.
В 1688 году в
Оружейной палате чинили глобус, слегка пострадавший
от неукротимого любопытства царевича. На починку
этого "глебуза" потребовалось шесть футов меди
проволочной, бумаги александрийской десять листов и
50 свежих яиц.
Вскоре
любопытство царевича было проявлено к малоизвестному
тогда предмету астролябии. Чтобы уметь пользоваться
этим предметом, царь добровольно вызвался учиться у
Франца Тиммермана геометрии и фортификации. Тот же
Франц Тиммерман познакомил царя - случайно или с
намерением - с английским ботиком, завалявшимся в
отцовском амбаре среди старых вещей. Ботик починили
и спустили на Яузу-реку. Но вода оказалась "узка".
Ботик перенесли на Просяной пруд, но и там царевич
"авантажу немного сыскал". Он стал проведывать, где
бы найти поболее воды. Тогда ему объявили, что
нужное количество воды есть в Переяславском озере.
Но вскоре и той воды оказалось мало. Через несколько
лет Петр поехал на Кубенское озеро, "но оно ради
мелкости не показалось. " Удовлетворения молодой
царь не находил до тех пор, пока не подышал воздухом
Белого моря.
В августе
1693 года царь Петр ходил в Белое море на яхте
"Святой Петр", построенной специально к его приезду.
Судно было вооружено 12 пушками. Море настолько
взбудоражило неукротимую энергию и фантазию царя,
что он тотчас же решил строить свой торговый и
военный флоты. В Архангельске была заложена
судостроительная верфь, а купцы холмогорские братья
Баженины получили право беспошлинной вырубки
корабельных лесов и строительства кораблей на своей
Вавчужской партикулярной верфи.
Празднуя
победу над Швецией в 1721 году, Петр велел доставить
московский ботик в Петербург. Он сам сел за руль
ботика, посадил за весла своих адмиралов и
сподвижников и торжественно прошелся по Неве вдоль
гордо выстроенных боевых кораблей. Ботик получил
название "Дедушка русского флота".
Все могут
короли, в том числе и цари тоже могут. Петр как
основатель регулярного Российского флота вправе был
давать имена судам, как самодержец -
городам и флоту. Но дедушкой русского флота
можно назвать и беломорскую лодью, и строгановские
суда, и древние корабли князей-мореходов Игоря и
Олега. Это все та же изначальная морская Русь.