АРХАНГЕЛЬСКИЙ
МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Русский Север! Край суровой природы, земля мужественных,
добрых и гостеприимных людей. Простота и вековая
мудрость, яркая, озорная народная выдумка и традиции,
уходящие корнями в глубокую древность, - все переплелось
неповторимым узором, отразилось в культуре русского
Севера.
Край студеный - край деревянный. Столетиями рубили здесь умельцы из
сосны да лиственницы избы-великаны, баньки и амбары,
ветряные мельницы, возводили островерхие громады
шатровых храмов и маленькие часовни - «церковки-грезы»,
упирали в небо столпы колоколен. Талант северян
проявился не только в песнях и былинах - отмечены им
почти все предметы быта крестьянского: от узорчатых
(браных) полотенец до прялок да утвари на столе. А
деревянное зодчество русского Севера по праву считается
вершиной народной архитектуры. Чтобы сохранить памятники
этого искусства, показать все его многообразие, а также
жизнь и быт северного крестьянства в прошлом, и был
создан в Архангельске, «столице Севера», отметившей в
1984 году свое 400-летие, музей деревянного зодчества и
народного искусства.
Музей расположен в 25 километрах от города, вверх по течению
Северной Двины. Площадь его (78 гектаров) разделена на
несколько секторов. Каждый из них представляет собой
определенный тип северной деревни, со своеобразием
архитектуры, характерной планировкой, воссозданными
интерьерами изб, выставками, отражающими занятия,
промыслы и быт различных социальных слоев крестьянства
основных этнографических районов Архангельской области.
Территория, занимаемая музеем, разнообразна по ландшафту. Здесь
есть равнины, возвышенности, поля, овраги, болотистые
низины, речка с обрывистым и пологим берегами,
встречаются различные сочетания лиственных и хвойных
деревьев, разнообразные кустарники. Все это позволяет
помещать каждый памятник народного зодчества в наиболее
удачное для него природное окружение.
Первые постройки (шатровая колокольня XVI века из села Кулига-Дракованово
и мельница конца XIX века из деревни Бор) были привезены
сюда в 1968 году. Музей был открыт для посещения в июне
1973 года, а через два года здесь появились первые
интерьеры и выставки. Сейчас в шести секторах музея:
Каргопольско-Онежском, Северодвинском, Мезенском,
Пинежском, Важском и Поморском - размещено более 90
построек.
Хронологические рамки экспозиции - вторая половина XIX - начало XX
века. Все жилые и хозяйственные постройки и интерьеры в
музее относятся к этому времени. Органично вписались в
общий вид севернорусской деревни конца прошлого века
уникальные памятники деревянного зодчества XVI - XVIII
веков.
Архитектурный ансамбль Каргопольско-Онежского сектора организует
кубоватая церковь Вознесения (1669 год) из села Кушерека
Онежского района. Куб - сложная форма покрытия храма,
напоминающая обрезанную с четырех сторон луковицу. С
востока к двухэтажной церкви Вознесения примыкает
алтарный прируб, увенчанный «бочкой». Вытянутые вверх
луковицы пяти глав и куб, покрытые резным осиновым
лемехом, тщательно проработанные детали крыльца,
стройный силуэт сруба придают всему сооружению
законченность и изящество.
Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская
церковь (1672 год) из села Вершина Верхнетоемского
района, одна из жемчужин севернорусского зодчества. Она
представляет собой распространенный на русском Севере
тип шатровых храмов. Мощный восьмигранный сруб этой
церкви словно вырастает из широкой крытой галереи с
примыкающим к ней резным крыльцом. Высокий шатер,
венчающий храм, имеет старинное покрытие городчатым
лемехом. Восемь крестьянских усадеб из разных районов
Северной Двины составили вместе с
Георгиевской
церковью основу сектора, воссоздающего большое село с
ярмаркой, школой и волостным правлением.
В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц и толчеи,
встречавшихся в России, - так богат ими был русский
Север. Распластанные крылья разнообразных шатровок,
столбовок на раме, на реже, на стойках - непременная
деталь пейзажа северной деревни. Широко представлены
хозяйственные постройки: амбары, бани, кузницы.
Пожалуй, не встретишь на Севере две избы, похожие одна на другую.
Всегда видны отличия и в постановке, и в элементах
конструкции, деталях, украшениях. Неповторимость образа
постройки в целом при известной повторяемости
традиционных черт - вот характерная особенность русской
деревянной архитектуры. Она воплотилась как в уникальных
памятниках зодчества, так и в обычной северной избе.
Типы изб (домов-дворов) отразили этнографическую
специфику различных регионов архангельского Севера.
Здесь и пятистенок, получивший в XIX веке
распространение едва ли не по всему краю, тут и
четырехстенные каргопольские курные избы, топившиеся
«по-черному», и вычегодские шестистенки на высоком
подклете, двинские двухэтажные («двужирные») избы с
широкими взвозами для въезда телег и саней прямо на
второй этаж. Величина северной избы оправдана. Мощные
сосновые бревна ее защищали человека от морозов в
студеные зимы. Все хозяйство: жилье, скот, продукты,
орудия труда - располагалось под одной крышей. А иной
хозяин строил избу еще и с запасом, рассчитывая на рост
семьи.
Специальные выставки музея посвящены народному искусству
Архангельской области, его истории и современному
состоянию. Многочисленных зрителей собирают проходящие
здесь фольклорные праздники: песни, танцы, сценки
старинной свадьбы, яркие краски народных костюмов. Здесь
выступают самодеятельные хоры и фольклорные группы почти
со всех уголков области. В программы входит и катание на
русских рысаках, празднично разукрашенных бубенцами,
колокольцами, лентами.
С июня 1975 года в праздниках принимает участие экспозиция «Звоны
Северные». Она демонстрирует древнее искусство игры на
колоколах как часть народной культуры, как одно из
ценных проявлений богатейшей музыкальной традиции
России.
Из года в год растет число людей, приходящих в музей полюбоваться
памятниками народного искусства.
наверх
|